Официальный партнёр СКБ Контур с 2005 года
Обратный звонок
Содержание:
Простая электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к подписываемому документу и содержит уникальные коды, пароли или иные средства шифрования, с помощью которых подтверждается факт создания подписи.
Элементы простой подписи имеют обобщающее название — ключи. Ключи простой электронной подписи имеют публичную и конфиденциальную части. По аналогии при идентификации пользователя электронной почты, адрес почтового ящика является открытой частью ключа, а пароль к нему — закрытой конфиденциальной частью. ФЗ-63 обязывает строго соблюдать конфиденциальность закрытых ключей подписи, так как доступ третьих лиц нарушает юридическую значимость электронного документооборота.
В отличие от более сложных и защищённых видов электронной подписи, простая электронная подпись не требует обращения в удостоверяющие центры и не подтверждается сертификатом.
Рассмотрим два основных способа подписания документов простой электронной подписью.
Первым способом является заключение соглашения о том, что стороны признают документы, отправленные с электронного почтового ящика, подписанными простой электронной подписью. В этом случае открытым ключом является адрес электронной почты, закрытым ключом — пароль к этому почтовому ящику.
Если участники электронного взаимодействия достигли соглашения о том, что получение электронного сообщения с определенного адреса электронной почты будет считаться подписанием документа простой электронной подписью, и при этом выполнено одно из условий, то такое электронное сообщение может считаться подписанным простой электронной подписью:
Вторым способом подписания электронных документов является заключение соглашения о том, что документ, созданный в информационной системе, является подписанным пользователем учетной записи. В качестве публичной части ключа здесь выступает логин к учетной записи, в качестве конфиденциальной — пароль к учетной записи. Такой способ используют интернет-сервисы, в том числе интернет-банки, многие участники фондового рынка, федеральные и региональные порталы государственных услуг. Кроме того, такой способ используется для придания юридической ответственности исполнителям бизнес-процессов внутри организации, при постановке задач во внутрикорпоративной системе контроля дисциплины. Перевод статусов задач в такой системе означает подписание простой электронной подписью своих обязательств по выполнению задачи.
Банки используют простую электронную подпись для дистанционного подтверждения операций в сервисах интернет-обслуживания. Ключом простой электронной подписи служит пароль, сгенерированный и отправленный в формате SMS-сообщения, или одноразовый пароль, распечатанный в банкомате или терминале банка в виде чека.
Необходимо понимать, что ключом ПЭП в данном случае является не столько код, а именно номер телефона, как один из признаков, принадлежащих определенному человеку. Юридическая значимость такого способа подписания ПЭП сильно зависит от того, какой из ключей устанавливает связь с оригиналом УЛ. Если, кроме номера телефона, есть еще ключ, в котором фиксируется такая связь, то добавление еще одного ключа просто создает вариант некоторой усиленной ПЭП.
Клиент банка осуществляет вход в систему под своим индивидуальным логином и паролем, затем на номер мобильного телефона приходит проверочный разовый код для завершения входа в систему. Таким образом обеспечивается уверенность в том, что именно клиент банка зашел в систему.
Самый распространенный вариант внутреннего документооборота предприятия — это служебные записки.
Как правило, на предприятии используются сетевые принтеры. Сетевой принтер может быть расположен в другом кабинете, на другом этаже или в соседнем здании. Сотруднику, распечатавшему служебную записку, нужно выйти из своего кабинета, добраться до принтера и найти среди остальных документов свою записку. Это рабочее время можно потратить более продуктивно, чем поиск распечатанного документа.
Электронная подпись здесь экономит не только время, но и деньги — снижается расход бумаги и тонера принтера.
Второй пример — это согласование договоров. Руководитель вносит изменения в договор, подписывает его и отправляет автору. Учитывая, что ошибки все равно неизбежны и изменений будет много, использование электронной подписи опять экономит много времени и средств.
При обмене информацией с удаленными филиалами и партнерами компании обычно используется электронная почта.
Сейчас документ сначала нужно распечатать, затем его должен подписать руководитель, после чего секретарь руководителя его сканирует и отправляет по электронной почте в удаленный филиал, где он опять распечатывается.
Электронная подпись позволяет сократить этот процесс: документ подписывается электронной подписью и отправляется в удаленный филиал, где получатель может проверить электронную подпись и убедиться, что документ был подписан именно руководителем.
Электронная подпись для торгов
от 2 500 р
Квалифицированная электронная подпись
от 3 000 р
Квалифицированная электронная подпись для ЕГАИС
от 1 500 р
Электронная подпись 3.0
от 2 500 р
Для получения простой электронной подписи нужно один раз пройти процедуру регистрации и идентификации в структуре, для которой эта подпись будет предназначаться. Например, оформить банковский продукт — что означает пройти идентификацию клиента в банке, а затем зарегистрироваться в системе интернет-банкинга, сформировав постоянные логин и пароль для входа в систему.
Аналогично, но с некоторыми нюансами, происходит идентификация для получения простой электронной подписи на сайтах государственных услуг.
«Логин» и «пароль», сформированные единой системой идентификации и аутентификации ЕСИА, необходимы для подачи электронного заявления на получение государственных услуг в электронном виде. «Логин» и «пароль» в данном случае выступают в качестве авторизации на Портале, подтверждающей правомочность производимых посредством сети Интернет процедур.
Идентификатором электронной подписи является страховой номер индивидуального лицевого счета СНИЛС заявителя в системе обязательного пенсионного страхования.
Паролем ключа электронной подписи является последовательность символов, создаваемая при помощи сервиса генерации ключа ЕСИА с использованием криптографического средства.
С 30.09.2016 в связи с изменениями в работе сервиса ЕСИА выдача заявителю электронной подписи осуществляется посредством направления заявителю смс‑сообщения на номер мобильного телефона или по адресу электронной почты. Выдача электронной подписи на бумажном носителе не осуществляется.
Спасибо за ваше обращение.
Менеджер свяжется с вами по контактному телефону, указанному в заявке, в рабочее время.